Масло в АКПП

В разделе о АКПП большую или основную часть дискусии занимает тема о масле или о том что "лить", так как оригинал или OEM в некоторых случаях превышает стоимость аналога в 3-5 раз.

Другая немаловажная тема - надо ли менять или «а стоит ли менять»... В пользу версии несменяемости масла первый и главный аргумент: в инструкции по эксплуатации написано - ни кем нибудь, а инженерами и конструкторами, которые всё это разрабатывали и , внимание, дают гарантию на весь срок службы те 3-5, в некоторых случаях 7 лет. Следующие аргументы:

1) АКПП отсутствует щуп уровня и контроля масла акпп.

2) На многих моделях отсутствует сливная пробка поддона или в некоторых вариантах картера трансмиссии .

3) Практически на всех немецких авто на корпусе коробки присутствует наклейка о "не обслуживании данного агрегата".

Аргументы в пользу замены: завод-производитель практически любой марки авто выпускает даже с самого начала производства новой модели трансмиссии фильтры, прокладки и различные дивайсы для замены масла в АКПП. Мало того, в мануале дилерской программы существует понятие "сменный фильтр", который находится в корпусе коробки.

Менять или не менять масло в акпп.

В отличии от ДВС, внутри акпп не происходит процесса горения, в следствии которого накапливается продукты, дезактивирующие полезные присадки. Это сера, серная кислота, сажа итд , поэтому срок службы ATF гораздо больше моторного масла. Про перепады температур, являющиеся для России критическими, можно пояснить: как только АКПП выходит на рабочий уровень температур (в среднем 100 градусов), а на большинстве современных свыше до 130 градусов, весь скопившейся конденсат испаряется через (сапун) вентиляционное отверстие. Поэтому современные и новейшие разработки продуктов практически всех производителей ATF VI-VI поколения не требуют сезонной замены.

Коллективное мнение наших специалистов и наш опыт говорит о том, что менять масло в акпп всё таки необходимо. Некоторые моменты можно отметить отдельно. В наиболее проблемных вариаторах ниссана или в сухих роботах от "народного автомобиля", в которых редко пробег составляет более 100т км, масло менять не стоит. На скорый и неизбежный ремонт это ни как не повлияет. Проблема состоит в особенностях конструкции трансмиссии. Также не стоит менять ATF в коробках машин, которые прошли более 150-200т.км., это относится в основном к задне-приводным немецким и японским авто. Как правило, подобные замены даже на 100 % всей жидкости АТФ ведут к дальнейшему ремонту, а в некоторых случаях, авто совсем теряет возможность к передвижению.

Стоит помнить, что ключевую роль в сроке службы акпп играет не масло...

Прочитав многие статьи о масле в акпп, мне стало абсолютно понятно, что материл как правило слизан с двух-трёх источников ничего не понимающими в автоматических трансмиссиях копирайтерами — фрилансерами, непонятными блоггерами или, в лучшем случае, простыми автолюбителями. На форумах встречаются интересные рациональные предложения и грамотный подход, но зачастую ключевым моментам внимание не уделяется, что является критически вредным для самостоятельной замены ATF. Смекалистые "чайники" поменявшие масло акпп на своем авто или в "повозке" своих знакомых, как правило продолжение о "удачной" замене не публикуют. По моему опыту, в большинстве случаев подобных замен заканчивается недешевым ремонтом. В своей практике, восходящей к 1998 году, анекдотичных случаев накопилось предостаточно. Самый распространённый - вместо сливной пробки акпп открутили пробку с раздатки или углового редуктора, а в автомат залили два уровня. В результате в акпп повышибало сальники, масло вытекло и машина встала, а раздатку или угловой редуктор разорвало. Также нередко и успешно чудо-спецы сливают масло с двигателя путая по незнанию сливные пробки, что не оставляет моих коллег "двигателистов" без работы. Поэтому, в условиях постоянного отупления и деградации населения и в частности автолюбителей - лучше обращаться к проверенным специалистам, для многих автомобилистов это обойдётся существенной экономией здоровья, денег и времени.

Другой важный вопрос, который не даёт покоя автолюбителям и всё знающим блогерам это - какое масло заливается именно в его коробку автомат, при этом постоянно выясняя что лучше. Завершение диалога выглядит примерно так - надо заливать родное, фирменное...

Вот здесь надо подробнее - автопроизводители все и мелкие и крупные GM, Toyota, VAG,Renault-Nissan,MB,Ford,PSA,Hyundai и FAW SAIC Dongfeng - НИКОГДА не занимались производством масел и смазывающих жидкостей ATF и даже не занимались их разработкой (это доступно на всех сайтах "маслобойщиков"). Канистры с фирменными названиями и логотипами - это маркетинговый ход, ещё одна статья прибыли производителей успешно внедрённая французами и итальянцами (скобяные изделия, одежда) и отработанная американцами. Вспоминая недалёкое прошлое, можно констатировать, что примерно до 2008 года вообще не было фирменного ATF с логотипами фирм.

Dexron Mercon и Mopar не в счёт - таких марок авто нет. Хотя было одно исключение МВ - но трансмиссия мерса переваривает любое масло (имеется ввиду производителя).

Примерно здесь звучит утверждение - конструкторы и инженеры лучше знают знают ... но если это было ты так, то коробки не ломались бы хотя бы до 150т км, как это было раньше. Ключевая проблема всех автоматов это - перегрев и смазка. Мой любимый пример это АКПП Ленд Крузер или Кукурузер. Всем спорщикам предлагаю посмотреть цену на б/у акпп. На вопрос, почему она не ломается, ответ простой - посмотрите как сделано охлаждение коробки. Другой пример - на американском Форде с переднеприводной трансмиссиией, которая не может не ломаться больше чем год, ради эксперимента охлаждение АКПП пустили через радиатор кондиционера и начали умышлено коробас убивать, но стараясь преодолеть максимальный километраж. Коробка AX4N/4F50N показала себя на удивление надёжной. А также эксперименты с немецкими и францускими авто использующими теплообменник показали, что производитель ATF, как бы пафосно не рекламировал свой бренд, фактически не влияет на срок службы акпп. И все вопросы и споры вокруг масла отпадают. Качество межу производителями ATF Fluid настолько ничтожно, что выяснять, что лучше шелл или мобил - равенол или энеос, бессмысленно, так как практически все производители ATF имеют допуски всех авто-производителей.

Третий важный аспект заключается том, что количество производителей трансмиссий невелико - их всего не больше двух десятков при том, что автомобилей в мире производится более 90 мил шт., итого мы имеем три крупных Aisin ZF Jatco и поменьше VAG GM Getrag Hyundai PSA Ford MB BorgWarner Honda BTR, а также китайцы как правило производят по лицензии устаревшие четырёх-ступки японских и французских моделей.


Часто на сайтах по ремонту акпп в рекомендациях по профилактике и тесту на "износ", можно встретить странный совет о проверке ATF с помощью белой салфетки и щупа. Это говорит о том что тексты как правило пишут сторонние не разбирающиеся в АКПП студенты-копирайтеры. Дело в том, что автоматические коробки передач, оснащённые щупом контроля ATF, перестали выпускать в середине 2000-х, исключения составляли немногочисленные модели корейских и японских моделей, а после 2014 года щупы на АКПП практически не встречаются. И если даже обыкновенный "чайник" найдёт щуп и сделает всё правильно, рекомендации опытного "коробочника" ему ничего не дадут. Все тоже самое касается и стал-теста, который не рекомендовал вообще никогда делать, потому что он и "специалистам" ничего не даёт о понимании будущего ресурса трансмиссии.

Самый верный и надёжный способ определения состояния трансмиссии - это снятие поддона акпп (если он есть). В этом случае улавливающие магниты и "заборник" фильтра АКПП и конечно внутренняя сторона поддона покажут настоящее состояние акпп.

1) Тёмное масло совсем не означает скорый ремонт коробки. Например Aisn 340 series практически всегда безупречно работает даже на чёрном масле.

2) Если масло потемнело и в коробке стали проявляться признаки неисправности, в этом случае не стоит менять масло, так как с большой долей вероятности неисправностей добавится или коробка сразу встанет. В свежем масле проявятся моющее свойства которые поднимут слежавшуюся на стенках корпуса и гидротрансформатора взвесь.

3) Наличие в поддоне крупной стружки болле 0.5мм, как алюминевой ,бронзовой, стальной так и фрагментов стопорных колец, шайб, пластиковых фрагментов и других следов разрушения, говорит о неизбежном и скором ремонте.

4) Установка дополнительных фильтров в магистраль охлаждения акпп как правило не помогает, а способствует ускоренному процессу износа, т.к., препятствует потоку обращения через охладитель, радиатор или теплообменник.

5) Всевозможные "чудо присадки" способны помочь временно, хотя наблюдались случаи устранения пробуксовки 3-4-5 передачи. Но надо понимать, что от присадок фрикционные диски не вырастут.

6) Если ремонт неизбежен, а на него совершенно не хочется тратить сумму сопоставимую с двумя новыми моделями модного гаджета, то выхода два : 1. Продать авто в таком виде, как есть, потеряв значительно в стоимости . 2. Убедить покупателя, что коробка в идеале, а толчки и пинки и пробуксовки - это нормально, особенности данного авто . Будете смеяться, но таких случаев встречалось не мало .

Учитывая сегодняшнее положение дел, скорее всего вашу автоматическую коробку передач придётся ремонтировать. Однако иногда бывают случаи когда все таки удаётся вернуть АКПП в рабочее состояние, и некоторым действительно везёт. При своевременном обращении, вместе с заменой масла демонтируется гидроблок или точнее мехатроник промывается и передирается. Связано это в основном с европейскими авто.


Частичная и полная замена масла АКПП.


Частичная замена масла, это когда в гидротрансформаторной трансмиссии можно заменить от 1/5 до 1/2, средний объём сменяемой жидкость ATF составляет 1/3, в зависимости от модели акпп, а не от способа замены. Процедура доступна в любой СТО, гараже и даже собственными силами. Главный и основной тезис - заливаем столько, сколько слили, в трансформаторных АКПП 6-9 передач допускается перелив не более 0.5 литра.

В "мокрых" роботах полная заправка составляет не более 6.5 литров, при этом сливается до 90% общего объёма. При этом марка и разновидность масла не имеет критического значения. В следствии чего в разных источниках можно встретить совершенно различные степени вязкости от декстрона до гипоидного. В "сухих" роботах DCT и DSG общий литраж не превышает 2.5L. При этом масло и его вязкость кране ограничены. Например в гидравлический блок трансмиссии VAG совмещённый актуаторами(электромоторами) переключения заливается исключительно определённая марка масла, замены на аналоги не допускаются.

В вариаторах Ауди имеющих собственное торговую марку Мультитроник заливается одно единственное масло не имеющее аналогов.Все остальные вариаторы как правило японского производства не имеют строгих технологических допусков и легко перемешаются с CVT fluid первого и третьего поколений. На возражения о том, что в новейшие CVT не следует заливать обычный fluid, можно сказать ничего не случится. Смотрите допуски производителей.

Полная замена масла АТФ с помощью специальной установки, является по сути "дешёвым фокусом", так как это можно сделать в любом СТО или гараже при помощи двух вёдер или любых других ёмкостей. В любой АКПП есть собственный насос, достаточно высокой производительности, способный выкачать практически всё масло без дополнительных устройств.



Возврат к списку